Aruchat.ru

Запись зубной формулы. Графико-цифровая система

Запись зубной формулы

Прочитайте:

  1. II. В дневнике для практических работ составить формулы молочных и постоянных зубов.
  2. Ведется запись на обучающую программу 2005-06 гг.
  3. Жевателъная резинка и зубной налет
  4. ЗАГОВОРЫ И МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
  5. Замечание. В доказательстве теоремы 10 вместо формулы (46) удобнее воспользоваться следующей
  6. Запись наблюдений при определении коэффициента внутреннего трения.
  7. Запись о проведенной прививке вносится в момент проведения прививки и скрепляется подписью вакцинатора и печатью учреждения, в котором проводилась вакцинация.
  8. Запись результатов градуировки спектрографа
  9. Запись результатов измерений при определении коэффициента внутреннего трения по методу Стокса.

Графико-цифровая система (Зигмонда—Палмера, 1861) —

запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные — римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса

̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶

Запись формулы молочного прикуса

V IV III II I│ I II III IV V

̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶

V IV III II I│ I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система, предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый — 2, нижний левый — 3, правый — 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык — 23, нижний правый постоянный первый моляр — 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 │ 21 22 23 24 25 26 27 28

̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶

48 47 46 45 44 43 42 41 │ 31 32 33 34 35 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются соответственно 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр — 54, левый нижний молочный клык — 73.

55 54 53 52 51 │ 61 62 63 64 65

̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶

85 84 83 82 81 │ 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

На 4 неделе внутриутробного периода развития начинается развития зубочелюстной системы (ЗЧС), длина эмбриона в этот период 5-6 мм.

На 6-7 неделе, длина тела эмбриона 11 мм, начинается процесс закладки зубных зачатков временных зубов, они закладываются той последовательности, в которой будут прорезываться молочные зубы.

Из эмалевого органа образуется эмаль зуба, из зубного сосочка – дентин и пульпа, а из зубного мешочка – цемент и периодонт.

На 20-22 неделе начинается гистогенез – образование тканей зуба.

Амилогенез, дентиногенез, пульпугенез, цементогенез – важно помнить, что он начинается только после прорезывания зубов. После прорезывания корни молочных зубов формируются в течение 2-х лет.

Постоянные зубы закладываются на 17-18 неделе. В той же последовательности, в которой они будут прорезываться в ПР. К 9 месяцу ткани постоянных зубов готовы к прорезыванию. К концу 9 месяца в них формируется эмаль, дентин и другие ткани. В течение первых 2-3 лет жизни ребенка развитие тканей в постоянных зубах. У постоянных зубов корни формируются в течение

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 4588 | Нарушение авторских прав

Методички по профилактике + тесты, задачи с ответами (2 курс) / Для преподавателей / 2 занятие

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра стоматологии детского возраста

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ»

Утверждена на кафедральном заседании

« 26 » марта 2007 г.

Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

Форма организации учебного процесса:

Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта .

Читать еще:  Удаление зуба ведет к уменьшению объема кости

Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

-изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

-научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

-отработать навыки проведения профилактических осмотров.

Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции . предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

Место проведения занятия:

Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

Этапы практического занятия

и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели

Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

Самостоятельная работа обучающихся

– строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

– методы специализации стоматологического инструментария.

– антисептическая обработка рук стоматолога.

– в стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

– освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

Итоговый кон­троль знаний письменно.

Решение ситуационных задач.

Тесты, ситуационные задачи.

Задание на дом (на следующее занятие)

Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

осмотр собственно полости рта.

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV III II I | I II III IV V сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая – порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая – 2, нижняя левая – 3, правая – 4:

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 слева 8 | 7 55 54 53 52 51J6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 – 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 – |3 – постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 – Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

3. Особенности строения СОПР у детей.

Перечень практических знаний и умений:

Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

Уметь заполнить зубную формулу.

Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. – С.52 – 53.

Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. – 14 с.

Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. – 25 с.

Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. – 526 с.

Читать еще:  Эфирные масла, снимающие зубную боль

Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии : Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва : ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов . – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург : Спец .лит., 2006.- 144 с.

Методика записи зубной формулы

В процессе исследования полости рта для документального оформления его результатов, осуществления динамического наблюдения за результатами лечения и профилактики производится запись зубной формулы.

Для записи зубной формулы используют буквенные, цифровые или символьные обозначения. Групповую принадлежность зубов обозначают первыми буквами латинских названий зубов, например: I — Ісіsіvus — резец, С — Саnіnus — клык; Р — Рremolaris — премоляр, М — Моlaris — моляр.

Для обозначения каждого зуба в отдельности рядом с буквенным обозначением указывают цифровой индекс, например: І2 — второй резец, Р1 — первый премоляр, М3 — третий моляр. Но такая схема записи не позволяет определить принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти, к той или иной ее половине. При такой форме записи нет возможности определить, является зуб постоянным или временным.

Поэтому на практике для точного определения принадлежности зуба применяют различные способы записи зубной формулы при помощи комбинации символов и цифр (рис. 4).

Общим для всех способов записи зубной формулы является то, что для обозначения порядкового номера зуба используют сквозную нумерацию зубов в мезиодистальном направлении, где цифрой обозначают порядковый номер зуба в челюсти.

Одна из форм записи зубной формулы предполагает использование символов плюс (+) и минус (—) для определения принадлежности зубов к верхней или нижней челюсти. Знаком (+) определяют отношение зуба к верхней челюсти, а знаком (—) — к нижней. Принадлежность зубов к левой или правой половине челюсти определяется местом положения знаков плюс или минус. Например, если один из этих знаков располагается впереди цифрового обозначения зуба, то зуб относится к левой половине челюсти, если знак расположен после цифры — то к правой. Так, третий верхний левый постоянный зуб будет обозначен в виде (+3), а нижний правый постоянный моляр — в виде (6—). Для обозначения принадлежности зубов к временному прикусу используют десятичную цифровую запись порядкового номера зуба. Для обозначения верхнего левого временного клыка запись будет выглядеть как (+0,3), а для обозначения нижнего правого второго временного моляра — (0,5—).

Рис. 4. Способы записи зубной формулы

Наибольшее распространение получила форма записи зубной формулы, при которой весь зубной ряд разделен на четыре сегмента горизонтальной и вертикальной линиями. Таким образом, зубы верхней челюсти располагаются над горизонтальной линией, нижней челюсти — под ней. Зубы правой половины челюсти располагаются слева, а зубы левой половины челюсти — справа от вертикальной линии. Зубы временного прикуса обозначают римскими цифрами, постоянного прикуса — арабскими.

Например, обозначения перечисленных ниже зубов выглядят следующим образом:

верхний правый постоянный клык 3 ;

нижний левый постоянный второй премоляр 5 ;

верхний правый второй временный моляр V ;

нижний левый временный клык III .

Методика записи зубной формулы, предложенная ВОЗ, заключается в том, что каждой половине челюсти присваивается цифровое обозначение. Отсчет начинается с верхней правой половины челюсти, которой присваивается цифровое значение 1 в случае обозначения зубов постоянного прикуса или цифра 5 — для временного прикуса. Далее обозначения половин челюстей производят по часовой стрелке в таком порядке: для постоянного прикуса левая половина верхней челюсти обозначается цифрой 2, временного прикуса — цифрой 6, нижняя левая — соответственно 3 и 7, правая нижняя — соответственно 4 и 8.

Таким образом, по методике ВОЗ обозначения имеют вид:

– верхнего правого постоянного клыка — 13;

– нижнего левого второго постоянного моляра — 37;

– правого нижнего временного клыка — 83;

– левого верхнего второго временного моляра — 65.

Таким образом, обозначение каждого зуба складывается из двух цифр: первая цифра обозначает квадрант, в котором находится зуб, а вторая – условный номер зуба. Так, верхний правый центральный постоянный резец обозначается как зуб 11 (следует читать: «зуб один один»), нижний левый второй постоянный моляр — как зуб 37, а нижний левый второй временный моляр — как зуб 75

В случае обнаружения при осмотре полости рта пораженных зубов их состояние отмечают в зубной формуле следующими символами: С — кариес; Р — пульпит; Рt — периодонтит; R — корень; П — пломбированный; О — отсутствующий зуб. Буквенные обозначения соответствующих заболеваний проставляют в формуле над или под пораженным зубом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9166 – | 7382 – или читать все.

Стоматологический портал Стоманет.ру

Новости стоматологии, отчеты об исследованиях, маркетинг для стоматологов.

Наши каналы. Подписывайтесь!

Системы нумерации зубов: ISO (FDI), универсальная, Зигмонди-Палмера (+наглядные иллюстрации)

Наверное, нет такого студента стоматологического факультета, которого в свое время не привели бы в заблуждение различные системы нумерации зубов. Откуда они взялись? Зачем? И как переводить номера зубов из одной системы в другую? На первые два вопроса ответим текстом, а с третьим вам помогут приведенные в этом материале иллюстрации.

Читать еще:  Панорамный снимок челюсти: ответы на самые популярные вопросы

Система нумерации зубов ISO (FDI)

Система нумерации зубов ISO 3950 популярна по всему миру. В ее основе лежит система, разработанная Международной Федерацией Стоматологов (Fédération Dentaire Internationale). Второе название системы – FDI – является акронимом названия федерации на французском языке. Именно французский здесь используется в связи с тем, что штаб-квартира федерации находится в Женеве. Федерация, между прочим, функционирует уже более века: основана она была в 1900 году.

В рамках системы нумерации зубов ISO 3950, зубные ряды делятся на квадранты, распределяемые по часовой стрелке:

Каждый квадрант имеет свой номер, и этот номер ставится перед порядковым номером зуба. Отсчет обычно ведется с точки зрения врача.

На этой таблице «лево» и «право» представлены с точки зрения пациента.

Взрослый человек

1 квадрант
(правая сторона, верхняя челюсть)

2 квадрант
(левая сторона, верхняя челюсть)

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

3 квадрант
(правая сторона, нижняя челюсть)

4 квадрант
(левая сторона, нижняя челюсть)

Номера квадрантов для детей – 5, 6, 7 и 8, расстановка цифр также производится по часовой стрелке.

Ребенок

5 квадрант
(правая сторона, верхняя челюсть)

6 квадрант
(левая сторона, верхняя челюсть)

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

7 квадрант
(правая сторона, нижняя челюсть)

8 квадрант
(правая сторона, нижняя челюсть)

Заходите в наш интернет-магазин стоматологических плакатов Stomanet.ru:
http://lavka.stomanet.ru
Только оригинальные и действительно полезные для вашей практики плакаты. Бесплатная доставка по России!

Универсальная система нумерации зубов

Универсальную систему нумерации зубов также называют «Американской» ввиду ее особенной распространенности в США. В рамках этой системы, постоянные зубы обозначаются цифрами, от 1 до 32, начиная с правого третьего моляра на верхней челюсти.

Это изображение с точки зрения врача, то есть зуб под номером 1 находится на правой стороне, сверху.

Таблица зубов взрослого человека, посчитанных по универсальной (американской) системе:

Левая сторона,
верхняя
челюсть

Правая сторона,
верхняя челюсть

16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 31

Левая сторона,
нижняя челюсть

Правая сторона,
нижняя челюсть

Таблица детских зубов, посчитанных по универсальной (американской) системе:

Левая сторона,
верхняя
челюсть

Правая сторона,
верхняя челюсть

J I H G F E D C B A K L M N O P Q R S T

Левая сторона,
нижняя челюсть

Правая сторона,
нижняя челюсть

В универсальной системе также есть альтернативный вариант подсчета детских зубов:

Левая сторона,
верхняя челюсть

Правая сторона,
верхняя челюсть

10d 9d 8d 7d 6d 5d 4d 3d 2d 1d 11d 12d 13d 14d 15d 16d 17d 18d 19d 20d

Левая сторона,
нижняя челюсть

Правая сторона,
нижняя челюсть

Во втором варианте нумерации детских зубов используется тот же принцип, что и для нумерации зубов взрослых – по порядку, от дальнего правого зуба на верхней челюсти, — с той лишь разницей, что к порядковым номерам зубов добавляется буква d.

Система Палмера

Система Палмера, или система нумерации зубов Палмера-Зигмонди, активно используется в Великобритании. Второе название этой системы – «Военная». В основе ее лежит идея венгерского стоматолога Адольфа Зигмонди, который придумал крест Зигмонди как средство деления зубных рядов на квадранты в 1861 году. Зубы взрослого человека нумеровались цифрами от 1 до 8, зубы ребенка – римскими, от I до V. Коридон Палмер, стоматолог из Огайо, заменил римские цифры на буквы латинского алфавита, устранив таким образом основания для неверной интерпретации.

Обозначение зуба по Палмеру содержит символ (┘└ ┐┌) и номер/букву, отсчет ведется от срединной линии. Так, левый и правый центральные резцы взрослого человека имею номер 1, но за правым следует знак ┘, а перед левым стоит └.

Таблица зубов взрослого человека, обозначенных по системе Палмера:

Правая сторона,
верхняя челюсть

Левая сторона,
верхняя челюсть

8┘ 7┘ 6┘ 5┘ 4┘ 3┘ 2┘ 1┘ └1 └2 └3 └4 └5 └6 └7 └8 8┐ 7┐ 6┐ 5┐ 4┐ 3┐ 2┐ 1┐ ┌1 ┌2 ┌3 ┌4 ┌5 ┌6 ┌7 ┌8

Правая сторона,
нижняя челюсть

Левая сторона,
нижняя челюсть

Таблица зубов ребенка по системе Палмера:

Правая сторона,
верхняя челюсть

Левая сторона,
верхняя челюсть

E┘ D┘ C┘ B┘ A┘ └A └B └C └D └E E┐ D┐ C┐ B┐ A┐ ┌A ┌B ┌C ┌D ┌E

Правая сторона,
нижняя челюсть

Левая сторона,
нижняя челюсть

Наглядная иллюстрация: как соотносятся обозначения зубов в разных системах нумерации?

Ниже представлена иллюстрация, которая позволит вам легко и быстро перемещаться между системами.

А если вы хотите подтянуть свой английский, распечатайте также и иллюстрацию с английскими обозначениями.

Справочные материалы (на английском языке):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector