Aruchat.ru

Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей

Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний

Определение основных проблем

Водоснабжение района централизованное, с пониженным (0.6 мг/л) содержание фторида в питьевой воде. Было проведено эпидемиологическое стоматологическое обследование детей ключевой возрастной группы (12лет) по критериям, рекомендованным ВОЗ.

Наиболее распространенные стоматологические заболевания у детей – кариес зубов и болезни пародонта. Среди обследованных детей 12-тилетнего возраста отмечается средняя распространенность (73) и низкая интенсивность кариеса зубов(2,20). При оценке данных по заболеваемости тканей пародонта выявлена низкая распространенность признаков кровоточивости (39%) и средняя (27%) по зубному камню; определяется потребность в лечении у 51% детей.

Среди осмотренных детей 41% страдает гипоплазией эмали и 11% флюорозом.

Уровень стоматологической помощи населению в данном регионе оценивается как удовлетворительный

Формулирование целей и задач

Общей целью комплексной программы профилактики является повышение уровня здоровья детей путем значительного снижения интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, уменьшения количества их осложнений.

Задачами программы являются:

Снижение интенсивности кариеса зубов у детей 12 лет не более 1,1-1,5

Снижение интенсивности заболеваний пародонта и увеличения количества здоровых секстантов

Выбор методов и средств профилактики

В комплексную программу профилактики стоматологических заболеваний у детей 12-тилетнего возраста следует включить:

1.1. Стоматологическое просвещение родителей и детей направленное на формирование знаний о методах и средствах профилактики стоматологических заболеваний, а так же способствующее регулярным посещением учащихся врача-стоматолога

1.2. Обучение правилам гигиены полости рта, в т.ч. проведение контролируемой чистки

1.3. Санация полости рта

1.4. Коррекция питания детей в отношении частоты и количества потребляемых углеводов

Системное использование фторидов в данном регионе обусловлено низким содержанием фторида в питьевой воде. Рекомендовано внедрение фторирования питьевой воды или использование фторид-содержащих таблеток из возрастного рассета.

Местное использование фторидов в виде использования фторидсодержащих лаков или применения фторидсодержащих зубных паст, содержащих фторид натрия (Blend-a-med), монофторсосфат натрия (Новый Жемчуг), алюмофторид (Lacalut active) или аминофторида (R.O.C.S.)

Применение реминерализирующих средств, таких как 5-10% растворов фосфата кальция, 3% раствора Ремодента

Герметизация фиссур первых постоянных моляров светоотверждаемыми силантами (Delton, Visio Seal, Sealant), герметиками химического отверждения (Delton-ch, Дельтон) или стеклоиономерными цементами (Ketac-molar, Ketac-fill plus)

Внедрение происходит сначала на ограниченной группе людей и если мероприятия оказываются эффективными, то опыт перенимается на всем населенном пункте.

Программа должна включать в себя тесное сотрудничество с:

детскими поликлиниками, обеспечивающими контроль питания в отношении углевосодержащей пищи в школьных учреждениях, а так же контроль посещения кабинета врача-стоматолога детьми на диспансерном приеме.

детскими стоматологическими поликлиниками, проводящих обучение медицинского персонала и педагогов, участвующих в программе, методам санитарного просвещения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, методам эффективной чистки зубов и контролируемой чистки зубов.

школами, отвечающих за проведение плановых уроков здоровья, включающих вопросы профилактики стоматологических заболеваний, а так же обеспечивающих условия для проведения медицинским персоналом лечебно – профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе профилактики.

Внедрение комплексной программы профилактики должно проводится с учетом экономических возможностей региона по оснащению и обеспечение задействованных структур в необходимых средствах профилактики. Потребность в медикаментах для профилактики стоматологических заболеваний определяет служба детской поликлиники. При условии поэтапного внедрения программы профилактики расходы не медикаменты не будут выходить за пределы обычных затрат поликлиники по лечебно-профилактическим работам

Оценка эффективности программы

Основными оценочными критериями программы профилактики является уровень интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта у детей, измеряемый относительно исходного уровня.

Для оценки эффективности программы относительно кариеса зубов проводят:

определение интенсивности и распространенности в контрольные сроки

оценка уровня гигиены полости рта

измерение содержание фторида в моче у детей, потребляющих фторид-содержащие таблетки

оценка ииндекса ретенции силанта

учет проведенных бесед и занятий, проведенных с населением; количества предоставленных населению материалов по стоматологическому просвещению

Для заболеваний пародонта проводят оценку интенсивности и распространенности заболеваний периодичностью раз в 3 месяца.

Снижение факторов риска, приводящих к возникновению того или иного стоматологического заболевания и достижение уровня здоровья детей согласно данным критериям в установленные сроки является мерой медицинской эффективности программы профилактики.

Экономическая эффективность: широкое внедрение профилактики позволяет значительно сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний.

Комплексная программа профилактики стоматологич. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ. Определение основных проблем

Название Определение основных проблем
Родительский файл Komplexnaya programma profilaktiki stomatologich.rar
Анкор Комплексная программа профилактики стоматологич.
Дата 20.10.2006
Размер 37 Kb.
Формат файла
Имя файла КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ
Тип Документы
#117
Каталог
1. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И.doc
37 Кб.
Определение основных проблем

Определение основных проблем

Водоснабжение района централизованное, с пониженным (0.6 мг/л) содержание фторида в питьевой воде. Было проведено эпидемиологическое стоматологическое обследование детей ключевой возрастной группы (12лет) по критериям, рекомендованным ВОЗ.

Наиболее распространенные стоматологические заболевания у детей – кариес зубов и болезни пародонта. Среди обследованных детей 12-тилетнего возраста отмечается средняя распространенность (73) и низкая интенсивность кариеса зубов(2,20). При оценке данных по заболеваемости тканей пародонта выявлена низкая распространенность признаков кровоточивости (39%) и средняя (27%) по зубному камню; определяется потребность в лечении у 51% детей.

Среди осмотренных детей 41% страдает гипоплазией эмали и 11% флюорозом.

Уровень стоматологической помощи населению в данном регионе оценивается как удовлетворительный
Формулирование целей и задач

Общей целью комплексной программы профилактики является повышение уровня здоровья детей путем значительного снижения интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, уменьшения количества их осложнений.

Задачами программы являются:

  1. Снижение интенсивности кариеса зубов у детей 12 лет не более 1,1-1,5
  2. Снижение интенсивности заболеваний пародонта и увеличения количества здоровых секстантов

Выбор методов и средств профилактики

В комплексную программу профилактики стоматологических заболеваний у детей 12-тилетнего возраста следует включить:

1.1. Стоматологическое просвещение родителей и детей направленное на формирование знаний о методах и средствах профилактики стоматологических заболеваний, а так же способствующее регулярным посещением учащихся врача-стоматолога

1.2. Обучение правилам гигиены полости рта, в т.ч. проведение контролируемой чистки

1.3. Санация полости рта

1.4. Коррекция питания детей в отношении частоты и количества потребляемых углеводов

  1. Специфические методы
    1. Системное использование фторидов в данном регионе обусловлено низким содержанием фторида в питьевой воде. Рекомендовано внедрение фторирования питьевой воды или использование фторид-содержащих таблеток из возрастного рассета.
    2. Местное использование фторидов в виде использования фторидсодержащих лаков или применения фторидсодержащих зубных паст, содержащих фторид натрия (Blend-a-med), монофторсосфат натрия (Новый Жемчуг), алюмофторид (Lacalut active) или аминофторида (R.O.C.S.)
    3. Применение реминерализирующих средств, таких как 5-10% растворов фосфата кальция, 3% раствора Ремодента
    4. Герметизация фиссур первых постоянных моляров светоотверждаемыми силантами (Delton, Visio Seal, Sealant), герметиками химического отверждения (Delton-ch, Дельтон) или стеклоиономерными цементами (Ketac-molar, Ketac-fill plus)

Внедрение происходит сначала на ограниченной группе людей и если мероприятия оказываются эффективными, то опыт перенимается на всем населенном пункте.

Программа должна включать в себя тесное сотрудничество с:

  1. детскими поликлиниками, обеспечивающими контроль питания в отношении углевосодержащей пищи в школьных учреждениях, а так же контроль посещения кабинета врача-стоматолога детьми на диспансерном приеме.
  2. детскими стоматологическими поликлиниками, проводящих обучение медицинского персонала и педагогов, участвующих в программе, методам санитарного просвещения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, методам эффективной чистки зубов и контролируемой чистки зубов.
  3. школами, отвечающих за проведение плановых уроков здоровья, включающих вопросы профилактики стоматологических заболеваний, а так же обеспечивающих условия для проведения медицинским персоналом лечебно – профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе профилактики.

Внедрение комплексной программы профилактики должно проводится с учетом экономических возможностей региона по оснащению и обеспечение задействованных структур в необходимых средствах профилактики. Потребность в медикаментах для профилактики стоматологических заболеваний определяет служба детской поликлиники. При условии поэтапного внедрения программы профилактики расходы не медикаменты не будут выходить за пределы обычных затрат поликлиники по лечебно-профилактическим работам
Оценка эффективности программы

Основными оценочными критериями программы профилактики является уровень интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта у детей, измеряемый относительно исходного уровня.

Для оценки эффективности программы относительно кариеса зубов проводят:

  1. определение интенсивности и распространенности в контрольные сроки
  2. оценка уровня гигиены полости рта
  3. измерение содержание фторида в моче у детей, потребляющих фторид-содержащие таблетки
  4. оценка ииндекса ретенции силанта
  5. учет проведенных бесед и занятий, проведенных с населением; количества предоставленных населению материалов по стоматологическому просвещению

Для заболеваний пародонта проводят оценку интенсивности и распространенности заболеваний периодичностью раз в 3 месяца.
Снижение факторов риска, приводящих к возникновению того или иного стоматологического заболевания и достижение уровня здоровья детей согласно данным критериям в установленные сроки является мерой медицинской эффективности программы профилактики.
Экономическая эффективность: широкое внедрение профилактики позволяет значительно сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний.
перейти в каталог файлов

Приложение. Программа “Профилактика стоматологических заболеваний у детей и беременных на 2009-2011 годы”

к решению совета депутатов

МО Киришский муниципальный район

Программа
“Профилактика стоматологических заболеваний у детей и беременных
на 2009-2011 годы”

Программа разработана в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ N 289 от 14.04.06 “О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации”, письмом МЗРФ N 2510/1094-04-32 от 09.02.04 “О типовой модели программы “Детская стоматология”, Концепцией развития здравоохранения России до 2020 года.

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения и Киришского района, в частности. В данных условиях особую актуальность имеет целенаправленное снижение уровня стоматологических заболеваний путем реализации комплексной программы, охватывающей вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, лечения кариеса и его осложнений у детей, подростков и беременных.

Распространенность и интенсивность кариеса зубов детского населения
г.Кириши Ленинградской области (2008 г.)

3-х летние дети (молочные зубы)

6-ти-летние дети (молочные чубы # )

6-ти-летнне # дети (постоянные чубы # )

12-ти летние дети (постоянные зубы)

15-ти летние подростки

1. Цель программы.

Снижение уровня стоматологической заболеваемости за счет почтапного # выполнения профилактических мероприятий на постоянном контингенте детей и подростков, а также санации полости рта у беременных.

2. Заказчик программы.

Администрация МО Киришский муниципальный район.

3. Задачи программы.

Снижение распространенности и интенсивности кариеса зубов среди детского населения и беременных за счет профилактических мероприятий и своевременной санации полости рта.

Увеличение числа детей с интактным зубным рядом.

Повышение стоматологической грамотности населения.

Снижение уровня психологических переживаний и страданий детей, обусловленных отсутствием у них болевых ощущений в результате использования надежных и щадящих методов лечения и современных, высокоэффективных материалов.

Увеличение числа беременных с санированной полостью рта, повышение их грамотности в вопросах, касающихся стоматологического здоровья детей.

Обучение мануальным навыкам гигиены полости рта ребенка и родителей, формирование психологического неприятия “грязных зубов”.

Сохранение здоровья детей, поскольку общеизвестна связь массовых стоматологических заболеваний с общим состоянием ребенка.

4. Сроки реализации программы.

5. Ожидаемые социально-экономические результаты.

При поэтапном выполнении профилактических мероприятий на постоянном контингенте детского населения, санации полости рта у детей и беременных с использованием материалов и технологий, предусмотренных Программой во второй и последующие годы следует ожидать снижение заболеваемости, и как следствие, прямой и опосредованный экономический эффект.

Прямая экономия будет обусловлена:

1. За счет современной технологии профилактики кариеса с применением герметикой # и препаратов фтора на 2-ой год следует ожидать сокращение ежегодного прироста кариозных полостей на 50% по сравнению с фоновой величиной.

2. За счет повышения эффективности лечения уже образовавшихся кариозных полостей следует ожидать сокращения числа появления новых кариозных дефектов на 50%.

3. За счет стабилизации поверхностною кариеса и реминерализирующей терапии можно ожидать сокращения случаев среднего кариеса минимум на 30% от числа вновь образующихся кариозных полостей.

4. За счет использования новых высококачественных пломбировочных материалов нового поколения следует ожидать снижения удельного веса возникновения рецидивного кариеса у детей не менее чем на 10-15%.

В целом, уже после первого года реализации Программы на каждую 1000 детей снижается потребность в лечении 1300-1400 зубов, т.е., общая потребность в материалах в течение второго года реализации программы сократится не менее чем на 30% . К концу II года реализации Программы потребность в лечении сократится, в целом, еще на 20%.

Таким образом, только прямой экономический эффект от сокращения потребности в материально-технических средствах составит 50% по сравнению с начальным периодом.

Кроме того, при реализации Программы следует рассчитывать на опосредованный экономический эффект, который заключается в следующем:

1) увеличение доступности детской стоматологической помощи населению за счет сокращения затрат времени врача-стоматолога на 30% в течение 2-го года и на 50% – в течение 3-го года действия Программы на оказание помощи детям.

2) Сокращение прямых трудопотерь родителей, обращающихся с детьми за стоматологической помощью.

3) Устранение причин развития острых гнойных осложнений у детей позволит снизить затраты на хирургическое лечение, в том числе и в стационаре.

4) Эффективная санация полости рта у детей одновременно понижает общую заболеваемость в детском возрасте и трудопотери, вызванные необходимостью выдачи больничных листов по уходу за ребенком.

Опосредованным, но весьма важным следствием реализации Программы является безусловное снижение социального напряжения среди членов семьи, что, в свою очередь, благоприятно отразится и на эмоционально-психологическом климате дома и на работе.

Помимо экономической эффективности, как результат необходимо считать профилактику психологической травмы ребенка во время визита к стоматологу, мотивацию к здоровому образу жизни.

6. Система организации контрили # за реализацией и эффективностью реализации программы.

Ежегодное подведение итогов и эффективности реализации программы на заседании Совета депутатов.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей в современных условиях

Профилактика стоматологических заболеваний у детей – вопрос, беспокоящий стоматологов нашей страны не первое десятилетие. Государственную поддержку задачи профилактики получили на V Всесоюзном съезде стоматологов в 1968 году. С 1970 года начала создаваться «Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей». В 1988 году опубликованы утвержденные главным управлением лечебно-профилактической помощи МЗ СССР методические рекомендации, содержащие основные положения разработанной Московским медицинским стоматологическим институтом им. Н.А. Семашко комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей (КПП).

Реализовать массовую профилактику стоматологических заболеваний предполагалось через конкретные программы, разработанные организаторами стоматологической помощи каждого района с учетом реальной материально-технической базы и кадрового обеспечения. Осуществлять профилактику необходимо было на всех уровнях от района до союза. В КПП стоматологических заболеваний основная роль отводится деятельности детских стоматологов. Но обязательным является участие отделов народного образования, санитарно-эпидемиологической службы, домов санитарно-просветительской работы, женских консультаций, детских поликлиник, дошкольных детских учреждений и школ.

Целью программы является достижение предложенного ВОЗ уровня глобального стоматологического здоровья к 2000 году: средний индекс интенсивности кариеса зубов КПУ у детей 12 лет не должен превышать 3.0. Интересен тот факт, что дополнительных средств на санитарно-просветительные материалы, медикаменты, дополнительный персонал выделять не предполагалось.

Все средства на КПП нужно было заранее запланировать с учетом ориентировочной потребности по количеству новорожденных в год, умноженное на число лет программы В конце 80-х годов, по результатам стоматологического обследования, Н.М Царинской был определен средний индекс интенсивности кариозного процесса у детей Краснодарского края – 4,6. Полученная цифра оказалась выше индекса интенсивности, установленного в 60-х годах К.И. Золотухиным – 3,0 [7]. Учитывая подобную динамику кариеса, сотрудники Краевой детской стоматологической поликлиники во главе с Я.Р. Кретовой подготовили программу профилактики стоматологических заболеваний (ППСЗ) для детей Краснодарского края, которая официально стала осуществляться с 1991 года, хотя и до этого времени, помимо вторичной профилактики – санации, активно использовалась флюоризация зубов как завершающий этап санации.

Применение профилактических мероприятий во время санации позволило качественно улучшить стоматологическую помощь детям. С начала 90-х годов, вследствие политической нестабильности, ухудшилась экономическая ситуация в нашей стране и крае (резкое снижение бюджетного финансирования, инфляция и др.), что потребовало внесения корректив в разработанную ранее ППСЗ. В 1995 году, по решению ВОЗ, сотрудниками кафедры детской стоматологии КГМА было предпринято эпидемиологическое обследование для уточнения стоматологического здоровья населения края и отобраны пробы питьевой воды для определения содержания фтора. На основании полученных данных выявлены тенденции, характерные для некоторых местностей края (таблица 1).

Таблица 1. Зависимость возникновения кариеса у детей Краснодарского края от содержания фтора в питьевой воде

Краснодар
Приморско-Ахтарск
Геленджик
Староминская
Яблоновский

На примере г. Геленджика прослеживается обратная зависимость между содержанием фтора в питьевой воде и распространенностью и интенсивностью кариеса. Что касается г. Краснодара и пос. Яблоновский, то интенсивность и распространенность кариеса, при таких значениях фтора в воде, по нашему мнению, может находиться в обозначенных пределах. Высокие показатели интенсивности и распространенности кариеса у детей 6 лет в Староминской и Приморско-Ахтарске не связаны с количеством фтора в питьевой воде, а скорее с уровнем стоматологической помощи и первичной профилактики. Сопоставляя средние данные ВОЗ по Краснодарскому Краю по уровню интенсивности кариеса у детей за 1991 (4,6) и 1995 (3,8) года, можно констатировать снижение уровня интенсивности кариеса, а для детей 12 лет полное соответствие требованиям ВОЗ (КПУ= 3,0). Эти результаты подтверждают эффективность профилактических мероприятий .

В тоже время, данные отражают неравномерность распространения и интенсивности кариеса у детей разного возраста в зависимости от места жительства, что обусловливает необходимость изменения уровня ППСЗ. Работавшая с 1991 года программа в большей степени была ориентирована на Краснодар, хотя и носила краевой уровень. Но для дальнейшего качественного осуществления профилактики стоматологических заболеваний необходим районный уровень ППСЗ. Возникла необходимость разработки ППСЗ у детей для городов и районов края с учетом экологической ситуации. В современных условиях это важный момент, потому что показатели распространенности и интенсивности кариеса достоверно выше у детей, живущих в промышленных зонах [3,9]. В 1996 году сотрудниками кафедры детской стоматологии КГМА при участии администрации городской детской стоматологической поликлиникой предложен новый вариант ППСЗ для детей Краснодара.

Одновременно шла работа над созданием ППСЗ для Северского района. Но, увы. Финансирование детской стоматологии, как и всей медицины по остаточному принципу привело к тому, что созданные программы лежат не востребованными. Причины – нет финансирования, нет государственного уровня с единым руководством. Муниципальные средства лишь частично могут компенсировать потребности детской стоматологии в лечении кариеса и его осложнений, и уже не до ППСЗ. Проведение профилактических мероприятий осталось исключительно на совести детских стоматологов.

Но стоматологическое здоровье детей не может ждать. Оптимальный выход из ситуации многим виделся в работе фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Детские стоматологические поликлиники во многих городах России в результате сотрудничества с ФОМС улучшили свое плачевное состояние [5]. Но в Краснодаре ФОМС с детской стоматологией не работает, хотя и было проделана необходимая предварительная работа. Кроме того, ФОМС лишь частично компенсирует затраты и исключительно на лечебные мероприятия, а вторичная профилактика – не всегда лечебные манипуляции. Санитарно-просветительские аспекты ППСЗ могут перекрывать и пока перекрывают программы типа «Бленд-а-мед». Но желание фирмы использовать деньги на рекламу своей продукции подобным образом – вещь не надежная.

Еще один вариант поправить ситуацию с ППСЗ – сократить количество бесплатных услуг и расширить объем платных. Например, в Москве при поддержке правительства Москвы программа диспансеризации детей предусматривает объем бесплатных медицинских услуг, финансируемых ФОМС. Все остальные манипуляции, не входящие в перечень, платные [1]. Расширение платных услуг, введение штрафных санкций по отношению к «уклонистам» – реальная возможность компенсировать недостающее финансирование по ППСЗ. Но есть проблема – дети – самый не защищенный контингент населения. Поэтому не мало сторонников сохранить бюджетное финансирование отрасли [4]. Однако, многие родители, которые могут оплатить лечение своих детей, широко используют такую возможность. Есть необходимость в законодательном закреплении платных услуг. Но подготовка такого приказа МЗ, обсуждавшегося на 2 конференции детских стоматологов, затянулась. А законодательное собрание Краснодарского края, похоже, считает подобное решение не популярным и не берется обсуждать этот вопрос без разрешающих приказов из центра.

В заключении нужно отметить, что проблема «продления жизни» ППСЗ очень актуальна и требует незамедлительного решения. Если государство не может финансировать отрасль и, в частности, ППСЗ, то оно должно снабдить соответствующими решениями регионы для создания условий финансирования на региональном уровне. Кроме того, есть опыт финансирования проектов и программ (научных, просветительских) по принципу «пятьдесят на пятьдесят», половина – государство, половина – муниципалитет или фонды. Такой подход был бы самым оптимальным, тем более, что в настоящее время системы финансирования региональных стоматологических служб слабоуправляемы

М.Н. Митропанова, Е.О. Любомирская
Кафедра детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии
Кубанской Государственной медицинской академии,
http://www.medicus.ru

Как не заболеть, пользуясь общественным транспортом?

Читать еще:  Черные полоски на зубах — 32Дента
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector